Реклама |
 |
|
Главная » 2009 » Декабрь » 16 » Из истории аниме
|
Трудно сказать, кто был первым отаку в России.
Судя по всему, первые отаку появились еще в СССР, поскольку аниме
неоднократно попадало на экраны советских кинотеатров. К тому же,
некоторые имели возможность бывать в Японии и в западных странах, в
которых аниме начало активно появляться в конце 1980-х годов. Однако
достоверной информации об этих людях практически нет. Если они и были,
то никакого существенного следа не оставили.
Поэтому, обсуждая
продвижение аниме в России, можно выделить шесть волн отакуизации нашей
страны. Вспомним в отдельности каждую из этих эпох, благо что все они
прошли на моей памяти.
Эпоха "Корабля-призрака" (1980-е)
В
кинотеатрах СССР с большим успехом проходит классическое детское аниме.
В первую очередь это "Корабль-призрак" [Sora Tobu Yureisen] - наиболее
нетипичный и "взрослый" фильм из закупленных для нашего проката. В
стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся "Кораблем",
однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать
полноценную фэнскую деятельность.
Тем не менее, именно этим
периодом датируются первые анимешные фанарт и фанфики. Если бы
советский прокат не почил в бозе и продолжил аниме-закупки, история
российского отаку-движения могла бы начаться на несколько лет раньше.
Эпоха "Роботека" (начало 1990-х)
После
распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить
пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и
тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к
двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме-OAV (в том
числе хентайные). Сами того не ведая, российские зрители получают
возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.
Параллельно
по телевидению начинается трансляция американских версий
аниме-сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты
"Роботек", "Макрон-1" [Macron-1], "Ведьма Салли" [Mahoutsukai Sally].
Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность
аниме-решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.
Эти
аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория
"Корабля-призрака". Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они
еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно
собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают
первые аниме-коллекции. Эпоха "Сейлор Мун" (середина 1990-х)
Если
предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о
научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990-х на экранах
телевизоров появляется действительно нестандартный проект - ТВ-сериал
"Луна в матроске", на самом деле именующийся "Красавица-воин Сейлор
Мун". В отличие от многих западных релизов сериала, "Сейлор Мун" в
России практически не цензурируется, что многократно усиливает его
воздействие на публику.
Тут уже даже самые невнимательные
зрители начинают задумываться о том, что смотрят не "какую-то
анимацию", а именно японский сериал. Тогда же отаку эры "Роботека"
начинают организовываться в клубы, первым из которых становится
"R.An.Ma". Поскольку в стране активно распространяются технологии
компьютерного общения (FIDO, затем Интернет), то отаку получают
возможность быстро и легко находить "товарищей по несчастью" - в том
числе и живущих за сотни километров друг от друга.
Вскоре
появляется разделение между "стариками" и "муняшками" - теми, кто
только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме "Сейлор
Мун". Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а
"старики" в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом.
Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным
источникам желанного аниме.
Первая русской
интернет-страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения
Медведева. Первый русский аниме-домен открыл ростовский отаку
Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго.
Первым русским аниме-ресурсом, посвященным одному произведению, был
сайт Алексея Дубинского о сериале "Роботек" (ныне - Macross.anime.ru).
Эпоха "Горбушки" (1997-2000)
В
Рунете начинают размножаться сайты отаку - поначалу весьма примитивные,
но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется
первоначально позиционировавшийся как портал проект "Аниме и манга в
России", созданный автором этих строк по предложению спонсора, который
пожелал остаться неизвестным. ^_^ В то время сайт жил по адресу
www.anime.ru.
К этому же периоду относятся первые
информативные публикации в прессе, посвященные аниме, манге и хентаю.
Хотя в них все еще немало ошибок, но они уже дают базовое представление
о японской массовой культуре.
С каждым годом все шире
становится клубное движение, нарастает расслоение отаку. "Муняшки"
постепенно вылезают из своей раковины и вливаются в ряды "обычных"
аниме-фэнов.
Почувствовав коммерческий потенциал японской
анимации, пираты с московского видео-рынка "Горбушка" начинают
продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку
в создании компетентных переводов - в том числе и с японского.
В
1999 году выходит первое издание моей книги "Введение в японскую
анимацию". Восторженный прием этого довольно-таки сырого исследования в
узких профессиональных кругах символизирует начало научного осмысления
аниме в России.
Эпоха "цифры" (2000-2003)
Неудобные
и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями: CD
(форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного
упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в Интернет дает
возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через
несколько часов после премьеры.
Стремительно увеличивается
число пиратов, торгующих аниме. Кроме пиратов со стажем, в этот бизнес
входят и некоторые организации отаку.
Клубы из "организаций по
раздаче слонов" окончательно превращаются в дружеские тусовки. Отныне,
чтобы быть отаку, не обязательно входить в группу - можно
довольствоваться покупкой или скачиванием.
По телеэкранам
страны проходит сериал "Покемон", который быстро становится притчей в
языцех. Впрочем, самостоятельной отаку-волны он не порождает, так как в
первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса
активно обсуждает "покемонов", попутно знакомя заинтересованные слои
населения с общей информацией об аниме.
В 2000 году
воронежский филиал "R.An.Ma" проходит первый Всероссийский фестиваль
японской анимации. Он пользуется огромным успехом среди местного
населения и отечественных отаку, а потому сразу же становится
регулярным.
В июле 2001 года возникает поп-рок-группа "Suki
da!", в основном состоящая из отаку со стажем и исполняющая как
собственные русскоязычные композиции (в том числе на аниме-темы), так и
кавер-версии аниме-хитов.
С ноября 2002 года в журнале "Страна
Игр" появляется рубрика "Банзай!" - самое компетентная в России серия
печатных публикаций, посвященных японскому масскульту. До того
аналогичные материалы выходили в журнале "Великий Дракон".
В
том же году начинает выходить онлайн-журнал "Anime Magazine" - первая
попытка создать в России издание (хотя бы и сетевое), полностью
посвященное аниме и манге.
Тогда же во время третьего воронежского фестиваля проходит первое в России более-менее организованное и успешное косплей-шоу.
Эпоха "лицензии" (2003 год и далее)
В
2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на
которых так и написано: "АНИМЕ". Компания "MC Entertainment"
подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный
выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают
также концерн "Видеосервис" и компания "CP Digital". Разумеется, эти
релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной
прессе.
В мае 2003 года появляется "Anime Magazine" - печатная
версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в
России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же
году выходит первый номер аналогичного журнала "Anime Guide", который в
2004-м превращается в издание "Anime".
Продолжаются
эксперименты с аниме-фестивалями, тусовками и косплей-конкурсами.
Благодаря появлению заинтересованных спонсоров российский отаку-мир
начинает приобретать цивилизованные очертания.
Посмотрим, что будет дальше. ^_^
|
Категория: Новости Аниме |
Просмотров: 867 |
Добавил: Rika
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Новости |
Скоро на сайте
17-18 Сентября
Наруто: Манга 510
Серия 178
Блич: Манга 420
Серия 288 |
Наш Баннер |
|
|